КОСТЕЛ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - заложен 1796 года, законченный строительством 1812 года. Стоит на Замковой горе, памъятке археологии. Здание кирпичное, хрестовидное в плане, с полукруглой апсидой, однокупольное с двумя башенками-колокольнями, в одной из которых, - западной - размещены часы-куранты.
В свое время были такие и во второй. Торжественный главный фасад, который замыкает улицу Ярослава Мудрого, акцентирован портиком из четырех колонн коринфского ордера. Подход к нему - лестница из гранита, отреставрированная в 1980-х годах. Умели строители прошлого выбирать место для культовых сооружений. Поставили костел на высокой горе, органично вписав в живописный окружающий пейзаж. Более удачного места в Белой Церкви нет. Более поздними застройками из некоторых точек виды на костел закрыты, что нанесло вред этому удивительному памъятнику архитектуры. А раньше своей пышностью костел доминировал на местности. Большую ценность составляют интеръеры сооружения, представленные утонченными лепными украшениями. По некоторым архивным источникам строительство костела на значительное время перерывалось, что связывают с политическими мотивами накануне войны 1812 года.
Есть пока еще неподтвержденная версия, что автором этой замечательной памъятки классицизма был итальянский архитектор Доменико Ботани, который определенное время находился как архитектор при Браницких.
Еще тридцать лет тому назад господствовала мысль, что костел поставлен на месте старинной "белой церкви", которая и дала название городу в более новые времена. Но раскопками 1978 года ее остатки обнаружены в западной части Замковой горы, рядом с нынешним музеем. К счастью, эти остатки (фундаменты) лежат на обочине автодороги, которой варварски разрезали Замковую гору 1960 года, что и спасло их от окончательного уничтожения. Теперь имеем чертеж и общее очертание давнего сооружения, в пределах которого найдены и несколько древних захоронений. Вряд ли когда найдем ответ, кем были покойники, но скорее всего - служители культа первого периода существования города. Интересные фасады костела. Детали их не вступают в борьбу с объемом: они воспринимаются только с близкого расстояния. Только при подходе к зданию появляется обворожительность их решения и выполнения. Архитектура фасада выделяется нарядностью, пластичностью, поражает воображение живописностью композиции и богатством пластичных приемов.
Много лет пошло на строительство храма, не менее на реконструкцию. В 1961 году вид его был жалок. Кровля на бане сохранилась лишь местами, окна выбитые, атмосферные осадки беспрепятственно попадали в помещение. Штукатурка и внешне, и во многих местах внутри разрушена. Помещение практически не использовалось. Поражает, что при таком отношении под сводом хорошо сохранилась липка, сделанная, говорят, итальянскими мастерами.
Ремонт (о реконструкции не шла речь) взялось сделать ремонтно-строительное управление РСУ-2. Созданная на то время в городе проектная мастерская разработала проект приспособления костела под картинную галерею. Это была одна из первых, самых серьезных и самых сложных ее работ. Внутренний объем здания предлагалось для увеличения площади экспозиции разделить на два этажа, что требовало междуэтажного перекрытия. К счастью, кощунство остановила на стадии "проектного задания" Л. Граужис, тогдашний заведующий отдела охраны памъяток архитектуры при Госстрое УССР. Однако частично работы по этому проекту выполнены. Замечают даже не все специалисты, а объем помещения, увеличился, да и вместо латинского креста в плане появился почти прямоугольник. Позитивным в этом ремонте было то, что покрыли баню.
И только в 1972 году возобновились проектные и уже реставрационные работы. Теперь это делалось квалифицированно специализированными организациями. Проект разрабатывал Институт "Укрпроектреставрация" (авторы архитектор 3. Нестеровска и искусствовед И. Дигтярова), реставрацию осуществляла Киевская межобластная научно реставрационная производственная мастерская. Предусматривались большие работы от реставрации штукатурки фасадов и их лепных деталей к возобновлению живописи.
В 1977-78 годах законченная реставрация лепных изделий и живописи, что на одном дыхании сделали художники-реставраторы В.Остапчук, В. Лисаневич и искусствовед О. Коваленко. Выписанный в технике масла в зените бани опять появился Бог Саваоф, на парусах - евангелисты Иоанн, Марко, Матвей, Лука. Справа головы св. Матвея раскрытая часть первозданной живописи храма – головка ангела.
В середине 70-х годов возникла более логическая идея: использовать костел как зал органной музыки, а картинную галерею разместить в Преображенскому соборе. Как говорится в "Описании Белоцерковского римо-католического приходского костела, который находится в третьем классе за 1844 год" (хранится в краеведческом музее) орган в храме был и раньше, но размещался на хорах. Поэтому по согласованию с Министерством культуры городской совет заключил договор с чехословацкой фирмой "Ригер Клосс". Своим транспортом и даже досрочно фирма доставила орган, смонтировала и настроила его, а 7 марта 1990 года сдала государственной приемной комиссии. Первый небольшой концерт солистки Республиканского дома органной музыки И. Калиновской показал, что конструкторы органа (главный - п. Зденек Светлик) создали совершенный инструмент, учтя акустические возможности зала. Акт принятия подписали глава комиссии Г. Шулипа, члены М. Литовченко (начальник областного управления градостроения и архитектуры), Г. Сергеева, О. Голубев и другие, со стороны исполнителя - 3. Светлик и Петр Каргер, представитель фирмы.
В упомянутом "Описании..." есть перечень зданий, повъязаних с костелом: два дома духовной семинарии, госпиталь, дом настоятеля (притчу), конюшня, и тому подобное. Дом настоятеля - памъятник архитектуры — хранился до 70-х годов и был разобран через аварийное состояние и в свъязи со строительством нового музея. Отметим небольшую, но важную деталь. Такое впечатление, что более давние застройщики знали, где остатки давней "белой церкви": ведь их здания, в том числе дом настоятеля, стояли на приличном расстоянии от ее фундаментов. Этого не скажешь о наших современниках, которые чуть не разрушили уникальный экспонат, сооружая музей. Кстати, стоит он именно здесь лишь через бюрократические извороты: средств на строительство якобы нет, да и запрещено было строить такие заведения, а сделать капитальный ремонт - пожалуйста. Поэтому и появилось новое здание под вывеской реконструкции. А лучше, если бы в другом месте: не исказили бы археологическую памъятку, не внесли бы диссонанс в архитектурный комплекс.
Прямую свъязь с костелом имело и кладбище, которое лежало "за версту" от него в северном направлении. В настоящее время на этой территории Мемориал славы. Здесь в 1812 году Иван Барковский построил каплицу, в которой также проводилось богослужение .
Коментарі