Шотландия, борьба за независимость

Вопрос о независимости некоторых земель британских островов всегда стоял перед их населением, однако благополучие вхождения в процветающее Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии всегда перевешивало национальные порывы к полной независимости. Тем более, что Англия, по сравнению с другими метрополиями, после распада колониальной системы особо не отличалась варварским отношением к землям Содружества.

 

Вместе с тем, на территориях Северной Ирландии и Шотландии сепаратистские настроения проявляются с частой периодичностью, и вот вопрос об отделении последней от Королевства буквально на днях актуализировался с новой силой. Строптивая партия националистов Шотландии возобновила диалог о референдуме, на котором область законно и мирно сможет добиться долгожданной с 1707 года независимости. Вместе с тем, центральная власть из Лондона отреагировала на подобное обращение достаточно противоречиво: с одной стороны, англичане создали видимость, что желают этого даже на год скорее, чем сами шотландцы, с другой, более прагматичной, создали серьезное количество оговорок и препятствий для этого. И это вполне объяснимо: упустить ценный для себя регион так просто в Англии не могут себе позволить.

 

Что касается инициативной стороны, то в Эдинбурге намерены провести референдум по вопросу объявления независимости от Великобритании осенью 2014 г. По словам первого министра Шотландии Алекса Салмонда, до этого срока каждый шотландец сможет четко определить свое мнение по данному вопросу. «Для шотландцев, как для нации, это будет самое важное решение за 300 лет», — торжественно заявляет Салмонд и, по большому счету, это так и есть.

 

Вместе с тем в Лондоне отмечают, что одностороннее решение о проведении референдума будет лишено легитимности. Более того, данный референдум будет иметь юридическую силу только в случае его проведения на условиях, угодных британскому правительству.

 

Первая нестыковка во взглядах заключается в сроках. Если на данный момент в самой Шотландии среди рядовых граждан превалирует мнение остаться в составе Королевства, и поэтому власти Шотландии хотят успеть провести своеобразную кампанию по пробуждению патриотизма и самоопределения, то в Лондоне, наоборот, торопят события и в спешке навязывают региону референдум. Ведь если большинство граждан выскажутся «против», то у британского парламента будет отличный повод поставить результат в укор Шотландии, и снова отложить на неопределенное время вопрос о национальной независимости области.

 

Таким образом, первые лица, опекающиеся делом о Шотландии - британский министр по делам Шотландии Майкл Мур, а также непосредственно Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон настаивают на проведении референдума как можно скорее, а именно – не позже осени 2013 года. Согласно их мотивациям, отсутствие ясности в шотландском вопросе порождает экономическую неопределенность, что может неблагоприятно сказаться на стабильности и инвестициях во все Королевство.

 

Члены же Шотландской национальной партии не случайно хотят оттянуть момент проведения референдума. В 2014 году в Глазго состоится статусное спортивное мероприятие — Игры Содружества, а также пройдет празднование 700-летия разгрома шотландцами войск английского короля Эдуарда II под Бэннокберном. Националисты уверены, что эти два события повысят число сторонников независимости. Ведь согласно проведенным соцопросам, на полную независимость пока согласны немногим более 30%. И по мнению экспертов центра британских исследований Института Европы РАН, балансируя между национальной гордостью и дотациями из Лондона, среднестатистический шотландец на выборах скорее останется реалистом и проголосует за сохранение автономии.

 

Аргументы шотландской верхушки для своего народа не менее заманчивы. Получение полной независимости, по словам Алекса Сэлмонда, Шотландия наконец сможет получить возможность самостоятельно распоряжаться внушительными запасами нефти в Северном море, что, в конечном счете, приведет к процветанию региона.

 

Также Алекс Салмонд заявляет, что если Шотландия получит независимость, то сможет войти в состав еврозоны, обойдя противившуюся этому Великобританию. Таким образом, представитель шотландского правительства раскритиковал единоличное решение Дэвида Кэмерона не подписывать договор о создании Бюджетно-налогового союза в рамках ЕС.

 

Отметим, на сегодняшний день Шотландия уже располагает некоторыми атрибутами независимого государства. У нее есть свой шотландский фунт стерлингов, равный английскому. Есть свои сборные по футболу и регби, что по британским меркам и традициям является едва ли не равным показателем политической независимости. Экономической основой независимой Шотландии, помимо нефти и газа на шельфе Северного моря, может стать электронная промышленность Глазго, местные замки и озера, виски. Однако Англия — все равно область более развитая, и лишение дотаций из Лондона (по крайней мере, на первых порах) больно ударит по шотландской экономике.

 

Источник: rbn.cc  

Comments are now closed for this entry