Парк Александрия в Белой Церкви - один из самых очаровательных ландшафтных парков Украины. Заложен он в конце XVIII ст. на базе реликтовой дубравы. Авторы его - архитекторы Мюффо и Доминико Ботани. Площадь парка почти 400 гектаров. Его растительность, деревья и кустарники, - 750 представителей флоры разных континентов, среди них - немало екзотических. Огромную ценность составляют архитектурные сооружения. Во время войны парковые сооружения были очень повреждены. Реставрационные работы осуществлялись под руководством архитектора Д. Криворучка. По крошкам собирал он данные об архитектуре "Александрии" в архивах Польши и Франции. Но не все удалось возобновить, как вот летний дворец.

  Скромный и работящий, настойчивый, где шла речь о деле его жизни - таким запомнился руководитель тем, кто работал с ним. Вспоминается его последняя работа - сооружение памятного знака на Палиевой горе. Формально он не был его автором, но столько вложил в работу, так вникал в каждую деталь вплоть до отбора блоков, решения подходов, что нельзя не признать памятник его творением. Перу Д. Криворучка принадлежит самый полный с точки зрения паркостроения описание парка Александрия. 

  В целом о парке есть многочисленная литература как украинская, так и польская. Кроме названного описания вспомним издания прежних директоров парка М. Грисюка и П. Макаренка, буклеты и проспекты более близких времен.

   Белоцерковским староством Ф. К. Браницкий был награжден как частной собственностью за подавление Колиивщины. Перейдя на службу при русском дворе, женился на фрейлине Императрицы Александрой Енгельгардт. Поселившись с 1795 года в Белой Церкви, графская семья пыталась обустроить быт наподобие петербургского. В пяти километрах от центра города граф построил летнюю резиденцию, которая стала центральным планировочным ядром парка.

  Расположение парка именно здесь решилось не сразу. Была попытка разбить его рядом с нынешним консервным заводом. Временный прогулочний парк был организован в прилегающем к городу лесу. Были "зверинцы" Браницких в селе Лука на Таращанщине, где и в настоящий момент у памятке природы "Турчин" остатки сооружения ожидают археологов. Есть такая версия выбора места для ландшафтной жемчужины. Будто на опушке леса дубравы на Сквирскому тракте строилась почтовая станция. Браницкой так понравилось это место, что приказала приспособить сооружение под летний дворец.

  Впоследствии рядом появились другие здания, но название "Почтовая станция" хранилась несколько лет.

  В Польше на выставке архитектурных пейзажей экспонировались работы по "Александрии". Среди экспонатов была копия проекта главного дворца и расположенного рядом Царского или Монаршего павильона (здесь останавливались гости из царской семьи), виды "Руин", аллеи с колонной Пеликана, острова с фонтанами на Роси, высокий деревяный мост и другие рисунки известных и неизвестных авторов.

  Парк был богат оригинальными сооружениями. Среди них колоннада "Эхо" китайский и арочный мостики, водопад "Черепаха", источник "Лев", Колонна печали, большой деревяний мост через глубокий овраг между Холодным и Банным ставками ("Мост дьявола") и тому подобное. Стояли бюсты Александра І и Потемкина, много бронзовых и мраморных статуй. К сожалению, данных о многочисленных павильонах и архитектуре малых форм не сохранилось.

  Почтовая станция строилась открытой со стороны тракта, нынешняя часть между здешним дворцом и дорогой посаженая уже в конце XIX века.

  Есть предположение в польских источниках, что Колонна печали была в районе "Моста  дьявола", а то что мы теперь имеем за нее - Колонна триумфа, похожая на колонну "Конец света" в Павловском парке под Петербургом. Есть здесь еще одна колонна около Холодного пруда рядом с "Мостом дьявола", который не сохранился. По мнению некоторых авторов она похожа на колонну печали, которые ставились во многих парках в XVIII веке.

  Главное в парке - его ландшафтные композиции, созданные поколениями паркостроителей. В парке "Александрия" просматривались элементы сентиментализма. В XVIII ст. в России строились парки в регулярном стиле, и с годами взгляды менялись, и постепенно стал внедряться ландшафтный стиль, более человечный, романтичный. Строгая "геометрия" планировочной структуры уступала место другим приемам. Вот и "Александрия" отмечается принципами свободной планировки. Посетители не скутые >жесткими канонами при пребывании в парке. Свободное передвижение "за интересами" давало возможность отдыха для души, романтичному настроению. Регулярные парки были продолжением зарегулеваной жизни, потому замена их на ландшафтных явление прогрессивное в паркостроении.

  Говоря об авторах проекта парка, нельзя не сказать о роли в его создании самой Александры Браницкой. Владея одаренностью декоративного садовника и имея власть и средства, она проявила много инициативы, вкуса и предприимчивости, обустраюя и обогащая свою ландшафтную тёзку.

  В парке работали много садовников: Штунге, Бартецкий, Витт, Енс. Творческий взнос в перестройку парка последнего, который практически всю жизнь, - 50 лет отдал "Александрии", владельцы его отметили установкой Колонны Енса. Позже колонну закрыли от экскурсантов нововыстроенные водозаборни сооружения, поэтому пришлось уже в наши дни перенести ее на прежний остров - территорию на берегу реки близ арочного мостика и водопада "Черепаха".

  Возможно, работал по парку известный архитектор Иван Старов. Некоторые черты Царского (Монаршего) павильона (фасад его напоминает фасад павильона почтовой станции в другом городе, относительно авторства которой сомнений нет) позволяют допустить, что построен он по его проекту.

  В планировке парка и его сооружениях использованы некоторые формы и приемы парков Гатчинского, Павловского, Петродворецкого, в которых прежняя фрейлина императрицы не раз бывала. Говорили, что отторгнута от двора вельможная госпожа, получив сообщение о баллах в пристоличних парках, стремилась превзойти их пышностью и роскошью приемов в "Александрии".

  Ядром парка стал комплекс сооружений загородной графской резиденции Дидинець, который состоял из двухэтажных домов, позже перестроенных в замкнутый ансамбль. Рядом появлялось декоративное сооружение "Варна" в честь получения русскими войсками турецкой крепости. Неординарными были дома для гостей и танцевальный павильон. Очень интересный павильон "Ротонда" близ центрального входа - полукруглое сооружение, перекрытое кесонованым сводом. В центральной части ее - декоративная колоннада: четыре колонны коринфского ордера, которые поддерживают архитрав. Легенды связывают "Ротонду" С именем Потемкина.

  Восторг вызывают "Руины", очень лунной ночью, когда холодное зеркало пруда со склоненными над ним плакучими ивами навевает мысль о старовинном замке, остатки которого пришли из давно прошлого.

  На противоположном боку Большой поляны еще одно интерессное сооружение - колонада "Эхо", полукруглое здание внешним диаметром 34,2 м, на концах которой небольшие прямоугольные помещения. Парадности, торжеству и в то же время ажурности, предоставляют ей двенадцать колонн ионического ордера, которым на внутренней стене отвечают пилястры с такими же капителиями. Колонны поддерживают массивный антаблемент, который является опорой для односклонной кровли. Торцевые помещения, которые завершают сооружение порталами, оформлены в стиле основного сооружения. Необычные акустические свойства колоннады: тихо сказаное слово в одном конце ее хорошо слышать на втором.

  Западная сторона Большой поляны обогащенная памятками архитектуры - арочным и китайским мостиками, водопадом "Черепаха". Недавно к ним приобщилась Колонна Енса.

  Жаль, что до нас не дошли малые формы архитектуры парка и его скульптурное оформление. Некоторое представление о них можем иметь из бронзовой фигуры Дианы, и экспонатов небольшого паркового музея, который разместился в доме управителя.

  Но главная ценность парка - ландшафтная архитектура, редкое творение больших мастеров. Основной композиционный центр ландшафта - Большая поляна, сюда сходятся и отсюда разбегаются его главные аллеи. Романтичная таинственность и загадочность, поэтичность и возвышенность, раскованность и душевное согласие, ощущение и чувства, которые овладевают душой благодаря разнообразным решениям, использованным архитекторами.

 "Александрию" в разные времена посетили немало исторических лиц и деятелей культуры и искусства. Дважды, 1813 и 1816 лет здесь гостевал император Александр 1. Реликтовые дубы и памятний знак напоминают, что на Палиевой горе в начале XVIII века располагался лагерь белоцерковского казацкого полка С. Палия. Другой знак удостоверяет пребывание здесь проводников декабристского движения. Наверное, здешние пейзажи вдохновили пушкинскую строку о "пышных гетманов сады". Пушкин был влюблен в одну из дочерей Браницких, графиню Воронцову, и посвятил ей стихотворения "Оберегай меня, мой талисман" и "Талисман". Миловался парком и Тарас Шевченко. Бюсты этих больших поэтов установлены на пилонах при главном входе в парк. Бывал здесь И. Нечуй-Левицкий.

  Каждый из наследников и преемников основательницы парка, название которого обессмертило ее имя, заботился об усовершенствовании и обогащении зеленой жемчужины: сын Владислав Ксаверович, внук Владислав Владиславович, последняя владелица "Александрии", его жена Мария Евстафивна, которая в 1918 году умерла в Киеве.

  В революционных бурях парк Александрия очень пострадал. Дворец и другие сооружения сожженные или разрушенные, много ценных скульптур вывезены за границу. Вырублены ценные деревья, нарушенные парковые композиции. В сентябре 1921 года "Александрию" передали Белоцерковскому политехникуму (теперь - аграрный университет), который устроил здесь учебное хозяйство. К счастью, уже в 1922 году парк объявлен собственностью республики и переименован в "Заповедник "Александрия", а с 1934 года - преобразованный в Государственный заповедник, что дало возможность усилить его охрану.

  В 1946 году "Александрия" перешла под опеку АН УССР, которая беспокоилась его возобновлением, >реорганизовав в опытно-экспериментальную базу. Учебно-опытное хозяйство института перевели в заречанскую часть города.

 На время закладывания парк был на отдалении за три километра от города. Со временем город застраивался вдоль сквирского тракта и приблизился к "Александрии" впритык. Поскольку застройка облегла парк с северо-западной стороны, устроен вход и с этой стороны. Кстати, жилищный район Январского прорыва, который возник после войны, частично построен на продолжении вековечной дубравы,  из которой начинался и сам парк.

 В 1995 году парк отметил свое 200-летие.

Додати коментар

Коментарі  

0 # гость 21.12.2010, 08:54
Очень красиво! и снято профессионально :roll::
Відповісти | Відповісти цитуючи | Цитата
+1 # гость 22.12.2010, 09:37
классно! красиво и познавательно!
Відповісти | Відповісти цитуючи | Цитата
0 # Оксана 24.07.2011, 10:59
посмотрела видео и ещё сильнее захотелось туда
Відповісти | Відповісти цитуючи | Цитата
0 # Любов 11.01.2017, 14:17
А я тут живу!!!!!!
Відповісти | Відповісти цитуючи | Цитата